29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Настасья Кондратьевна Рылеева – дочь поэта-декабриста

Жила в середине 50-х годов ХIХ века в деревне Кошелевка, что в 20 верстах от Тулы, обычная русская помещица Настасья Кондратьевна. Как сказали бы теперь, была она многодетной матерью, а в те поры семья из девяти человек – обычное дело. Когда подросли старшие сыновья и пришла пора им учиться в гимназии, семья стала проводить зимы в Туле. Только те, кому положено, знали, чья она дочь, какая библиотека и архив хранятся в ее скромном доме и следили за хозяйкой имения не менее пристально, чем за вернувшимися из Сибири государственными преступниками.

При всех перипетиях своей жизни более 30 лет помнил о маленькой черноглазой девочке узник «каторжных нор», осужденный по первому разряду, то есть приговоренный к смертной казни, затем замененной каторгой, Иван Иванович Пущин. Помнил, а сразу по возвращении из Сибири стал искать Настасью Кондратьевну, даже не предполагая, что носит она такую же, как и у него, фамилию и живет почти рядом с его другом и соседом по камере в Петровском каземате Мишель-Мишелем – М.М.Нарышкиным.

У Ивана Ивановича навсегда осталась в памяти последняя ночь перед 14 декабря 1825 года. Они, мужчины, на квартире Рылеева в сизом табачном дыму обсуждали вопрос, выходить ли на Сенатскую площадь при сложившихся обстоятельствах? Когда решение было принято,  Пущин,  Кондратий Рылеев  и Николай Бестужев двинулись к выходу. Из спальни выбежала навстречу мужчинам, заливаясь слезами, жена Рылеева. Он задержался, стал ее успокаивать, уверяя, что никакой опасности нет. А жена кричала в отчаянии:

— Настенька, проси отца за себя и за меня!

Появилась маленькая девочка, темноглазая, как отец, рыдая, обнимала колени Рылеева: «Папенька! Папенька!»

Сколько мужества в Рылееве, подумал тогда Пущин, сколько самоотвержения! Если он через это переступил, назад пути нет!

Через тридцать лет И.И.Пущин, первый «бесценный друг Пушкина», после амнистии  выживших в Сибири  декабристов, сразу начал искать дочь своего казненного друга и сподвижника. Вскоре поиски увенчались успехом. Иван Иванович выяснил, что Настенька в раннем детстве жила с матерью, впавшей в тяжелую депрессию после казни мужа,  воспитывалась в Патриотическом институте. В 1842 году, 19-летняя девушка вышла замуж за однофамильца декабриста – поручика Ивана Александровича Пущина. После его отставки молодые поселились в его имении близ Тулы — в деревеньке Кошелевке из 160 крестьянских душ.

21 июля 1857 года И.И.Пущин писал своему «любезному другу Нарышкину»:

«В соседстве у вас живет Настенька Рылеева, теперь Настасья Кондратьевна Пущина. Верно, вы их знаете, и странно, что никогда мне о них не говорили. Пожалуйста, к вашему приезду соберите мне об ней полные сведения. Мне это нужно…»

А нужно было Ивану Ивановичу найти дочь Рылеева, во-первых, затем, чтобы вернуть давний денежный долг ее отцу. Эту задачу Пущин, с его вечно худым, но открытым для друзей кошельком, решил успешно. 30 марта 1858 года он пишет Е.П.Нарышкиной: «Теперь вы порадуетесь вместе со мной, что я имел возможность отослать деньги Настасье Кондратьевне, — брат Михайло прислал мне их с женой, и я с первой почтой кончил это дело. Написал ей письмо. Теперь оно уже у нее… Надеюсь, что мой однофамилец – муж ее  или она сама — мне откликнется. Писал лаконически, но много сказал, если они захотят понять меня настоящим образом».

Дочь Рылеева — поняла друга отца «настоящим образом». Пущин и сын декабриста Якушкина намеревались издать сочинения Рылеева, а она этому была только рада. Ее попытки издать сочинения отца за свой счет оказались безуспешными – власти не разрешили.

В письме С.П.Трубецкому Иван Иванович сообщал: «Надобно бы вам рассказать нашу поездку с женой (Натальей Фонвизиной. – Прим. ред.) одной из жен декабристок) в Тулу и Калугу, но для этого нужно исписать фолианты. Я скажу вам только, что в 20 верстах от Нарышкина отыскал Настеньку Рылееву, теперь Пущину. Был у нее, нашел ее матерью 9 детей, которых всех сама вскормила, — последний теперь грудной. На вид ей не больше 30 лет. Старшие  три сына в тульской гимназии. Пустил я в ход дело о напечатании вновь сочинений Кондратия, изданных в 825 году. Дочь его писала письмо министру просвещения по предварительному согласию его ходатайствовать об этом…  Скоро должно решиться это дело». Опять не разрешили…

И в одном из следующих писем Трубецкому: «она меня приняла как родственника, и мы вместе поплакали об Кондратии, которого она помнит и любит. Мать ее несколько лет назад как умерла… Она мне напомнила покойника быстротою взгляда и верхней частию лица, — видно женщина с энергией. Но, живя в глуши, мало знакома с происшедшим. Теперь она довольно часто видается с Нарышкиными. Я сам не теряю надежды, если бог поставит на ноги, хорошенько с нею повидаться. Этот раз только несколько часов были вместе. Встреча наша необыкновенно перенесла меня в прошедшее: о многом вспомнили».

Надо думать, Иван Иванович рассказывал дочери об отце: ей самой в 1825 году было только пять лет.

Настасья  Кондратьевна охотно приняла предложение сподвижников отца. Она ответила И.И.Пущину из Тулы: «Милостивый государь Иван Иванович… Как и чем выразить вам мою благодарность за ваши заботы и попечения обо мне? …Чувствительно благодарю вас за проект письма к министру… молю бога, чтобы он осуществил наши пожелания; касательно рукописи и портрета я совершенно покойна, потому что они в ваших руках. Вы можете их держать, сколько угодно. Писем Пушкина к моему отцу здесь нет; впрочем, я знаю, некоторые бумаги остались в воронежской губернии, напишу сестре, чтобы она прислала мне их».

Увы! Этим планам тогда не суждено было осуществиться. Цензура была на страже и не разрешила издать произведения революционера. Настасья Кондратьевна при помощи друзей передала рукописи Герцену в Лондон, где они были опубликованы и с большим интересом   встречены читающей публикой.  В России их удалось издать только в 1872 году.

От рылеевской библиотеки, хранившейся у дочери, осталось в Тульской областной библиотеке лишь несколько книг с пометами владельца. Остальные погибли во время одного из частых в деревянном городе пожаров. Ничего не известно и об упоминаемом в переписке письме А.С.Пушкина.

И еще одна небольшая деталь. Работая над романом о декабристах, позже вылившемся в «Войну и мир», Л.Н.Толстой встречался с дочерью Рылеева. Не напоминает ли Наташа Ростова, счастливая своим материнством, Настасью Кондратьевну, к своим 37 годам вскормившую девятерых детей?

Анастасия Кондратьевна Пущина, урожденная Рылеева, скончалась в 70 лет и была похоронена в родовом имении своего мужа – в  Кошелевке. Само имение погибло в огне войн и революций, прокатившихся по российской земле.

О подвиге жен декабристов в 1975 году режиссер Владимир Мотыль снял великолепную мелодраму «Звезда пленительного счастья». Ее сразу полюбили зрители, особенно женщины, пролившие немало слез в кинотеатрах.  Сейчас, к очередному юбилею событий 14 декабря 1825 года, уже снят новый фильм под названием «Союз спасения», как обещают авторы, более объективный и правдивый, чем прежние. Только не  оказалась бы эта «объективность» новой трактовкой нашего непредсказуемого прошлого, а исторические факты не исказили бы ради световых и иных эффектов.

Посмотрим… Премьера совсем скоро – в конце декабря.

 

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

4 комментариев

  • Шведов Сергей Владимирович

    Спасибо! Замечательно… Письмо Пущина про Настеньку читал ещё студентом, занимался историей декабристов. В фильме «Союз спасения» девочку зачем-то назвали Варенькой. Фильм не без эффектов и ляпов, но хороший.

  • Семенихина Мария Васильевна

    Да от одних ее словечек на свидании в тюрьме с отцом — «Папаша, у тебя волосы выросли» (Рылеев в крепости не брился) и «Папенька, поедем к бабеньке» — разревешься…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *