Наверное, нет людей, которые ни разу не пользовались интернетом. По крайней мере, в современном мире без интернета никуда. Активными пользователями интернета в Казахстане являются 3,3 миллиона человек, то есть пятая часть населения всей страны. Кто-то посещает сеть по надобности, а кто-то «зависает» в нем сутками. Как найти середину и сколько времени казахстанцы тратят времени на серфинг в интернете?
Ильмурад Джумаев, генеральный директор компании Vi Казахстан, которая занимается продажей рекламных мест на популярных интернет-ресурсах, рассказал об эффективности интернета с точки зрения рекламы. По его словам, интернет, ровно как и телевидение, является одним из важнейших сегментов на рынке рекламы. Как сообщает Джумаев, если брать в общем объеме, то интернет занимает 55% всего рынка рекламы. «То есть, если вам нужно рассказать про свой товар или услугу максимальному количеству людей, то пока альтернативы интернету нет. То же самое можно сказать и о телевидении», — заявил он.
Статистика потребления интернета, опубликованная на деловом портале Forbes Kazakhstan, говорит о том, что казахстанцы в среднем тратят 255 минуты в день на пользование интернетом, в частности на общение в мессенджерах и просмотр социальных сетей. Что касается телевидения, то его популярность так же не отстает — казахстанцы смотрят телевизор примерно 272 минуты в день. Можно сделать вывод, что казахстанцы тратят треть своего дня на интернет и телевидение. Что же их интересует?
Отдельное место в жизни любителей интернета занимают онлайн-покупки. За год в Казахстане число интернет-покупок в целом увеличилось почти в 2 раза. Это в большей степени объясняется не сколько ростом потребления, столько тем, что все больше жителей Казахстана предпочитают покупать товары онлайн, а не офлайн. К слову, спрос в интернет-магазинах вырос на следующие категории товаров: бытовая техника — в 29 раз, косметические средства — в 11 раз, спортивные товары — в 9 раз, товары для дома — в 8 раз, детские товары — в 6 раз, книги и канцелярские товары — в 2 раза. А вот одежду и обувь казахстанцы стали покупать хоть и больше, но всего на 20%. Что касается затрат, то сегодня средний чек по безналичным платежам составляет 10 362 тенге, тогда как средний размер суммы снятия в банкомате превышает данный показатель в 4,4 раза и составляет 45 744 тенге.
Помимо этого, ранее казахстанцы проводили довольно много времени на игорных сайтах, тогда как сейчас стали посещать их гораздо реже. Как сообщают представители информационного сайта TopCasinoExpert, игорный бизнес в Казахстане второй год сокращается в размерах. «За первое полугодие текущего года предприятия и предприниматели, занимающиеся организацией азартных игр, оказали услуг в физическом выражении на 20,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года», — говорят они. Эксперты также добавили, что на самом деле игорный рынок стагнирует уже не первый год. По их словам, первые признаки падения интереса пользователей проявились еще в 2015 году, когда рост услуг внезапно прекратился.
Исследование также показало, что казахстанцы активно пользуются социальными сетями. Основное внимание было сосредоточено на пользователях, которые делают публикации хотя бы раз в месяц. Оказалось, что чаще всего казахстанцы «зависают» на сайте «ВКонтакте» — таких почти 2 миллиона человек, среди которых 53,8% — мужчины и 46,2% — женщины. Средний возраст «юзеров» — от 18 до 30 лет. Помимо этого, казахстанцам интересен Instagram. Им пользуются порядка 1,4 миллиона казахстанцев, преимущественно женщины — их почти 72%. Данных о возрасте нет.